1. Спортивная школа
  2. Жизнь школы
  3. Полезные статьи
  4. Мифы и правда о профессиональном детском спорте

Мифы и правда о профессиональном детском спорте

С тех пор, как мои дети стали серьезно заниматься спортом, окружающие настойчиво рассказывают нам страшилки. Причем чем дальше жизнь рассказчика протекает от спортзала, тем, как правило, страшнее истории. Я решила собрать их все в одной статье и рассказать, что из этого правда и чем вообще руководствуются мамы, выбравшие профессиональный спорт для своих детей.

Миф 1. Они все там инвалиды

Практически каждый, узнав, что у меня дети по 3-4 часа каждый день занимаются акробатикой, считает своим долгом сообщить, с очень авторитетным и важным видом что у ВСЕХ гимнасток и цирковых артисток БОЛЬШИЕ проблемы со спинами и коленями, а все профессиональные спортсмены – больные, поломанные-переломанные. Также приходится слышать про ужасы, ждущие девочек в плане их репродуктивного здоровья: позднее половое созревание, проблемы с зачатием и вынашиванием, паталогически маленький рост и даже выпадение матки.

На самом деле

А давайте посмотрим на тех, кто спортом не занимался. Все здоровы? У всех в порядке спины, нет проблем с репродуктивной системой, хорошее давление и не болит голова на погоду? Как правило, среднестатистический человек к определенному возрасту обрастает неким количеством хронических хворей. Ноги болят и у спортсменов, и у тех, кто мучается варикозом, подагрой и артритом по совсем другим причинам. Но те, кто посвятили себя с детства спорту, выглядят и чувствуют себя намного лучше тех, кто спортом не занимался, потому что у них в активе есть мышечный корсет, закачанный в детстве «на века». Среди моих знакомых бывших спортсменов есть люди уже сравнительно немолодые, но находящиеся в великолепной форме, полные сил и энергии. Да, у многих имеются истории про травмы, но если поставить рядом кого-то такого же возраста, без травм и нескольких лет спорта в своей жизни и сравнить, как они выглядят, как себя чувствуют, чем живут – выбор будет явно не в пользу последних. Люди, не дружившие со спортом, падают в гололед и ломают руки и ноги чаще, чем спортсмены, умеющие группироваться. Аматоры-лыжники и аматоры-велосипедисты, желающие «покататься для здоровья и удовольствия», оказываются на больничных койках с переломами и растяжениями куда чаще тех, кто с детства имеет навык и закалку. По своим детям могу сказать следующее: они стали крепче. Пока в стране лютовал страшный грипп и вся френдлента, которая так против «жесткого спорта», страдала и сморкалась, у нас не случилось ни одного пропуска по болезни. При том, что изначально дети пришли не совсем здоровыми – старшая дочка стоит на учете у нескольких специалистов, от невролога до инфекциониста.

В детском спорте травм почти нет: опытные тренеры хорошо знают технику безопасности и никогда не выпустят на ковер ребенка, который не уверен в элементе. Детей никогда не заставят делать то, что они еще не могут физически. Даже из чисто меркантильных соображений тренеру, каким бы он ни был монстром, нет смысла травмировать (выводить из строя) ребенка, который потом, возможно, принесет ему медали. Но чем серьезнее становится спортивный разряд, тем ближе это шальное «а вдруг получится».

Суровый спорт начинается тогда, когда понимаешь, что по-хорошему тебе сейчас нужно отлежаться пару дней, восстановиться, собраться мыслями – но ты упорно идешь на тренировку.

Идет столкновение силы воли и «здравого» разума. И вот тут начинается самое главное: кому-то это подходит, а кому-то — нет. Кто-то склонен к математике, а кто-то-то — нет. Кто-то умеет петь, а кто-то — нет. Кто-то может идти в миллиметрах от надрыва и больших неприятностей, а кто-то — нет. Кто-то может прийти отзаниматься с температурой, а кто-то лежит в кровати и ест таблетки.

Травмы – это очень страшно. И если бы Елена Мухина не занималась гимнастикой, она прожила бы совсем другую жизнь, факт. Кому-то не везет. Кто-то сам осознанно идет на риск. Чем ближе ты становишься к месту абсолютного лидера, чемпиона мира – тем темнее и страшнее бездна вокруг тебя. Кто-то проходит через нее красиво и с ровной спиной, а кто-то падает и ломается. Чтобы стать чемпионом, нужно приложить титанические, нечеловеческие усилия. За это чемпионов и ценят, потому что их — единицы. Но это все равно твой и больше ничей выбор – замотать ноющее колено эластичными бинтами и идти дальше тренироваться, потому что в это же время в других залах по всему миру сейчас тренируются твои конкуренты, которые не будут ждать, пока ты отдохнешь и восстановишься. Кому-то это подходит, а кто-то считает, что медали не стоят того. И оба правы, потому что решают для себя.

Я знаю, что мы всегда можем остановиться. Что когда на кону будет стоять медаль или здоровье, мы все примем правильный, осознанный выбор и не пожалеем о нем.

Миф 2. Тренер-монстр

Часто слышу, что родители считают «недопустимыми» методы общения тренеров с воспитанниками: «Мой ребенок — личность, и никто не в праве с ним так обращаться». Считается, что дети-спортсмены все сплошь моральные калеки с подавленной волей и хронической депрессией.

На самом деле

Мир большого спорта – взрослый мир. И маленькому ребенку, попавшему туда, на 3-4 часа каждый день приходится играть по взрослым правилам – прагматичным, как вся наша суровая жизнь. Это мир, где тебе приходится тяжело работать, выкладываясь по-честному, чтобы стать лучше себя вчерашнего и, возможно, лучше своих конкурентов, таких же мальчиков и девочек, оттачивающих в таком же зале такие же точно элементы по всему миру. Хочешь быть лучше – работай больше. Это закон. Работа тренера заключается в том, что он помогает ребенку преодолеть себя и сделать больше, чем он думает, он способен сделать. Происходит процесс творения и трансформации, а это всегда сопровождается сильными эмоциями. Тренер помогает сконцентрироваться на том, что действительно важно, он призывает ребенка быть максимально собранным, точным и бесстрашным. Очень часто для этого нужно повышение голоса. Очень часто ребенка нужно вынуть из его комфортного состояния, в котором он – умница и молодец для себя и своих родителей, но способный на что-то большее, просто не знает, как туда попасть. «Пинок» от тренера творит чудеса.

Тренер не может быть добрым и сюсюкать – это задача родителей. Тренер всегда недовольный, переживающий, со срывающимся голосом и не склонный к сантиментам.

Работа тренера отнюдь не заключается в погружении в глубокий внутренний мир ребенка и его переживания. Чем больше тренер кричит, вкладываясь в ребенка, тем сильнее верит в него. Мир так устроен, что к переменам нужно прорываться через дискомфорт и через «я не могу». Мы жалеем себя, часто переоцениваем, считаем, что «я и так много сделал» и «так сойдет». Тренер видит картину в целом: кто на что способен, кого можно напрячь и заставить сделать еще больше для его же блага. Если тренер ласков и нетребователен, спортсмен не будет расти.

Слезы на тренировке – распространенное явление. Мамам очень тяжело на это смотреть, потому, кстати, родителей часто не пускают в зал для занятий. Ведь функция родителей – оберегать и утешать. Но тут приходится выбирать – плакать на соревнованиях из-за отсутствия призового места или плакать на тренировке, пытаясь стать лучше. Мои дети честно рассказывают про свои слезы на тренировках, они не стыдятся их и философски принимают как некую данность, неотделимую от них самих. Скажем, есть слезы, когда «я думала, что у меня получилось, а тренер говорит, что не получилось», когда «просто тупо не получается» и когда «не получается у партнерачлена команды и из-за него не получается у всех остальных», когда «тяжело на подкачкерастяжке». Это «легкие» слезы, не оставляющие травм. Их можно просто принять и пережить.

Еще важно понимать, что крик тренера – это не оскорбления и унижения. Врачи кричат на рожениц в момент потуг – давай! Еще! Ты можешь! Собралась! Не валяй дурака!  И это нужно, это не обидно. Болельщики орут на стадионах – это крик веры и глубокой поддержки, хотя по факту там могут быть даже бранные слова. Крик тренера на ребенка – не крик неуравновешенного хама на невинного интеллигента, который «не сделал ничего плохого».

Увы, есть и такие тренеры, которые получают удовольствие, унижая детей или даже избивая их. Возможно, у таких тренеров даже получаются серьезные чемпионы, но у родителей всегда есть выбор, у кого и где заниматься и какой ценой. Очень важно отношение самого ребенка к тренеру, его мнение должно быть первичным – если ребенок любит и уважает своего тренера, хоть и боится – значит, все хорошо.

Миф 3. На спорт уходит все свободное время. И деньги. У детей нет детства! А у родителей – нормальной семьи

Это классика: тебя зовут к одноклассникам на день рождения, а у тебя тренировка. Зовут с классом на экскурсию – у тебя тренировка. Гулять в субботу с друзьями – у тебя тренировка. Летом поехать на дачу — у тебя тренировки. У всех каникулы – у тебя сборы. И вся семья дружно работает на одного спортсмена с его экипировкой, индивидуальными занятиями и прочим безумием.

На самом деле

Да, все так и есть. Но. Для того чтобы оздоровиться, поправить осанку, быть в тонусе, узнать что-то новое, развлечься – дети ходят в кружки. Кружок работает 2-3 раза в неделю и занятие там длится не более двух часов, а летом у них каникулы. Эти дети наверняка будут выступать на локальных концертах или соревнованиях, организованных для родителей, но для более широкого круга зрителей их умения вряд ли будут интересны, равно как и сами дети вряд ли будут отличаться от своих ровесников. Именно это движет всем теми, кто готов посвящать время и силы, занимаясь в более продвинутых секциях где есть шанс сделать выбранный вид спорта своей профессией, отточить технику и научиться чем-то такому, что мало кто может. Чтобы стать профессионалом, выбранному делу нужно посвящать минимум 3 часа в день. А лучше пять. Стоит ли этого того? Те, кто осуждают, жалеют и крутят пальцем у виска, конечно, считают, что не стоит. Но те, кто выступают на лучших сценах мира, катаются с гастролями, кто состязается с лучшими спортсменами на лучших аренах, кто играет в составе сборной и завоевывает для своей страны медали – так не считают и готовы жертвовать всем тем, что входит в понятие «нормальное детство» для того, чтобы получить мастерство. Если убрать эмоции, то «нормальное детство» — это что вообще такое? Как проводят время обычные дети, которые ничем серьезным не заняты? Скорее всего, это занятие вполне может конкурировать по полезности с 3-4 часами в зале.

Что касается друзей и общения, этого всего хватает на тренировках. Именно там, а не в интернете развивается настоящая дружба, крепнет командный дух и преодолеваются сообща трудности. Дети встречают вместе праздники и празднуют дни рождения, вместе ездят на сборы и соревнования. Они ездят вместе в поездах и живут вместе в отелях, вместе едят и вместе смотрят телевизор перед сном.

У них там своя стая, свои друзья и единомышленники. Ребенок в спорте не одинок и не отрезан от сверстников, скорее – наоборот.

На все важные детские дела у юных спортсменов также остается время, ведь 3-4 часа в день — это не сутки напролет. Просто они привыкают делать все быстро и по сути. Выходные планируются на пару недель вперед и свободное время ценится куда выше, чем у «обычных» детей, и занято только тем, что действительно важно.  Проблемы начинаются как раз после решения оставить спорт – не все могут сразу справиться с этой огромной кучей освободившегося времени, не знают, чем себя занять, грустят и впадают в апатию.

Что касается финансовой стороны вопроса, то на первый взгляд суммы, которые уходят на детский спорт, кажутся неразумными и неподъемными. Если посмотреть на семейный бюджет среднестатистической семьи юного спортсмена, то на графу «спорт» приходится почти все. Кроме, собственно, месячной платы за занятие (изначально немаленькой, потому что в серьезных секциях не берутся заниматься за копейки), фигурируют также: часы индивидуальных тренировок, аренды залов-батутов и что там еще нужно для повышения квалификации, всевозможные «подкатки» на льду у фигуристов, занятия с хореографами у гимнастов, акробатика у танцоров и тому подобные важные факультативы. Можно ли обойтись без этого? Вряд ли, если ты серьезно настроен, то глупо тратить столько времени на какое-то занятие и при этом не пытаться расти и развиваться в нем. Также бешеных денег стоят костюмы для соревнований, всевозможные мячи, булавы, мечи, шпаги, коньки, пуанты и прочее профессиональное снаряжение. Чем выше качество – тем выше производительность спортсмена – тем выше место на соревнованиях. Для того чтобы прыгать двойные и тройные прыжки на фигурном катании, требуются специальные, совсем непростые ботинки, которые так просто в «спорттоварах» не купишь. Мячик для художественной гимнастики должен быть изготовлен из специального материала и обладать специальными свойствами. Купальник для выступлений должен мало весить, быть удобным, красивым и шьется, как правило, на заказ, под каждого спортсмена индивидуально.

Если бы не спорт, на что бы шли все эти деньги? Мы прикинули на что: на развлечения и пополнение «принцессиного гардероба» кучей ненужных вещей, на игрушки, которыми будут играть ровно день.

С тех пор, как наши дети ушли в спорт, именно эта часть семейных растрат существенно сократились. Мы перестали бесцельно бродить по городу (в чем тоже, конечно, есть своя прелесть) и думать, как бы нам развлечься, покупая всякою дребедень. Соревнования, скажу я вам, самое крутое развлечение из всех! Это как к суперквест на большом семейном празднике, к которому готовишься за полгода. Дорогие и скучные центры развлечений теперь совсем не радуют – дети каждый день получают адреналин и яркие эмоции у себя на тренировках. Также обесценилось и хождение по магазинам – у детей есть нарядные и повседневные комплекты одежды и больше ничего лишнего. Костюмы для выступлений для них теперь интереснее.

Что касается жизни семьи, то мы тоже находим в детском расписании место для собственных развлечений. Поездки на сборы и соревнования можно превратить в романтический отпуск для папы с мамой (не без нюансов, но все же…). Успехи детей могут здорово сблизить родителей. Хотя, увы, бывают и случаи с точностью наоборот – когда фанатичный уход в детский спорт ломает семьи. Потому так важно общаться друг с другом, быть на одной волне. Понимать и поддерживать интересы друг друга.

По-хорошему, детский спорт это такое огромное, качественное, объемное развлечение, на которое «подсаживаешься» и спокойно отказываешь себе в чем-то другом.

Миф 4. Успех в спорте – удел избранных единиц. А дети – расходный материал

Мне часто говорят об этом – ты что, серьезно хочешь вырастить из своих детей чемпионов? Еще часто приходится слышать про «данные» — часто бывает, что ребенок, мечтающий заниматься каким-то спортом, туда «не подходит». А еще там страшный отсев, дикая конкуренция, в парных видах – зависимость от партнера.

На самом деле

Правда. Каждый человек приходит в этот мир с каким-то талантом. Кто-то рожден, чтобы петь, кто-то, чтобы управлять и организовывать, кто-то, чтобы прыгать с шестом, кто-то, чтобы рисовать картины, кто-то, чтобы готовить… Каждый из нас имеет в себе какую-то склонность, в реализации которой мы окажемся лучше других. В определенные виды спорта попадают дети, обладающие соответствующими склонностями. Например, в художественной гимнастике большое значение имеет фигура – тонкие, длинноногие девочки с хорошей координацией остаются, а коренастым и неуклюжим там делать нечего, как бы сильно они не мечтали. В спортивной гимнастике успехов достигают девочки от природы маленькие – им проще парить в воздухе, проще крутиться на перекладине. А в легкой атлетике прекрасно себя чувствуют люди с совсем другой конституцией.  Некоторые виды спорта популярнее других, секций больше, желающих заниматься — тьма, потому происходит жесткий отсев. Тренер сразу видит, кому у него будет просто, а  кому нет. С кем придется возиться, сажая на шпагаты, развивая прогибы, а кто-то пришел уже с готовыми от рождения «мягкими» суставами с связками, гнущийся во все стороны.

Но я хочу сказать, что данные все же не так критичны. Светлана Хоркина, Анастасия Волочкова – яркие тому примеры. Если есть характер и желание, то все может получиться. На самом деле, жесткая конкуренция делает тебя еще крепче. Сильные соперники вдохновляют. Если бы на «первую линию» в хореографическом ансамбле каждый раз ставили бы разных девочек, чтобы «никто не чувствовал себя обиженной и хуже других», разве был бы стимул у тех самых девочек стараться быть лучше? Спортсмен тем и отличается от обычных людей – он круче, он может такое, что другим и не снилось. Потому он – с медалями и по телевизору, а все остальные на него смотрят. Тех, кто может, хорошо видит тренер: это выносливые, физически крепкие дети, способные работать на пике своих возможностей. Остальным в спорте делать нечего. то касается зависимости от партнеров, и это правда. Но это только на первый взгляд кажется, что если партнера нет, то все – пиши пропало. В период «одиночества» можно вплотную заняться собственными тренировками, шлифовать растяжку, прыжки и что там еще требуется в вашем виде спорта. И когда придет он (или она) быть во всеготовности. К лучшим партнерам попадают лучшие партнерши.

Миф 5. Спортсмены – тупые

Когда им учиться, когда все время на тренировках? Потом один удел – институт физкультуры.

На самом деле

Есть очень много тупых детей, которые со спортом никак не связаны. Если вы возьмете актив двоечников из разных школ, то убедитесь, что профессиональных спортсменов среди них совсем немного. А вот спортсменов-отличников как раз предостаточно. Помните – отличница, спортсменка, комсомолка? Вот таких много и сейчас. Спорт – это дисциплина и организованность, если вы не знали. А эти качества очень помогают в учебе. Дети учатся не отвлекаться, они быстрее соображают.

Еще спортсмены тщеславны, для них это уже дело выправки – быть первыми и не суть важно где – на тренировке или в школе.

Есть, конечно, разные примеры. Но детский спорт не влияет катастрофически на учебу в школе. Когда дело доходит до сборной страны и жизни в спортивном интернате, там включаются другие правила, но шансов попасть в сборную не так уж много. А доучиться можно, например, и после завершения карьеры. Светлана Хоркина – опять-таки яркий тому пример.

Миф 6. После завершения карьеры – кто они?

Ничего, кроме как прыгать, не умеют, да и не могут потом, потому что поломанные все. Кому они нужны в 30 лет?

На самом деле

Начнем с того, что сейчас многие спортсмены учатся еще на кого-то. Переводчики, юристы, реабилитологи – эти все специальности вполне можно освоить, будучи мастером спорта. И реализовывать себя потом в чем-то, близком к спорту и к выбранной профессии одновременно. Еще  всегда можно стать тренером. В наших реалиях спорт становится все ближе к luxury-сегменту. Достойные и сильные мира сего считают, что им важно иметь тело, которым они могут гордиться и нанимают профессиональных тренеров. Ваш ребенок вполне может стать одним из них – организовывать фитнес-кемпы, писать статьи и выступать на мастер-классах.

Когда ты начинаешь учить какое-то дело в 7 лет, то в 27 у тебя будет уже 20 лет стажа! Это очень здорово. Много вы знаете людей, которые в 27 имеют такой огромный стаж чего-либо?

После завершения карьеры, акробатам и гимнастам открываются двери в мир шоу-бизнеса. Кастинг-менеджеры Цирка Дю Солей приезжают прямо на соревнования в Киев, Винницу и другие города, чтобы там заполучить новых профессионалов для своих шоу. В Дю Солей очень достойная оплата, соцпакет и возможность хорошенько покататься по миру. Попасть в этот цирк весьма непросто. Говорят, что для этого нужно тренироваться с 5-6 лет и по несколько часов каждый день. Именно столько тренируются профессиональные спортсмены.

Ситуации, которые действительно ломают

А сейчас я расскажу о том, что мне из «знаек» почему-то никто не говорил. И что в нашем детско-спортивном деле действительно ранит больше всего. Это невозможность реализовать истинный потенциал ребенка. Вот самое страшное в спорте – когда смотришь, как на твоих глазах погибает талант, как с каждым месяцем гаснет возможность сделать классного чемпиона, как он сникает и постепенно становится как все. Когда есть все – и «данные», и характер, и желание… но нет возможности адекватно тренироваться и расти. Или денег нет и, достигнув какого-то уровня, вы просто не можете шагнуть дальше, потому что там – индивидуальные занятия, участие в международных соревнованиях — все становится слишком серьезно и вам, родителям, это просто не по силам. И когда вы видите чужих детей, у которых такие возможности есть, а таланта как раз не хватает, вам становится очень-очень больно: они идут вперед, а вы остались позади, хотя могли бы… Или когда уходит тренер. Или закрывается зал. Или ушел партнер. Или тренер поставил в другой состав, подразумевающий меньшее количество тренировок. Или вы понимаете, что переросли свою секцию, но дальше идти некуда. Или получили травму и врач запретил тренироваться.

Самые болезненные истории в большом спорте связаны именно с этим – когда не дают заниматься так часто и так качественно, как хотелось бы. Все остальное переживается гораздо проще.

Источник: Ссылка